г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Что должен уметь ребёнок при поступлении в детский сад?

Нас часто спрашивают, чтоб отдать ребёнка в детский сад, что он должен знать и уметь. Специальных знаний и особых навыков малышу при поступлении в садик не требуется. Но трудности возникнут, и о них надо знать, к ним надо подготовиться. Поступление ребёнка в детский садик — это стресс и для малыша, и для родителей. Первый опыт общения ребенка в большой группе сверстников, новые знакомства, режим дня и незнакомые взрослые. Привычный мир семьи и постоянной заботы мамы внезапно сменяется на необходимость минимально заботиться о себе самому. Детские психологи пришли к заключению, чтобы не сломать психику ребёнка желательно отдавать его в садик не раньше, чем исполнится 1 год и 6 месяцев, а оптимальный возраст — ближе к трём годам.

Процесс привыкания к новой обстановке, новые люди и появление первых проблем меняют поведение малыша. Для того, чтобы привыкание к перемене окружения прошло гладко, малыша желательно заранее подготовить.

Как подготовить ребёнка к детскому саду

С самого раннего возраста детям очень нравится проявлять самостоятельность. Начиная ходить, они уже пытаются обойтись без помощи взрослых, в том числе снимая или надевая на себя одежду, носки и обувь. Помогайте ему в этом, пусть он сам засовывает ногу в штанишки или руки в рукава рубашки, которые Вы держите перед ним. Покупайте ему одежду, которую малышу будет легко снимать и надевать: просторную, на липучках или с резинками.

Когда малыш начинает проявлять самостоятельность за столом при приёме пищи, не препятствуйте ему, даже если после еды придется сменить ему одежду. Учите его правильно держать ложку, самостоятельно пить из чашки. После года откажитесь от использования бутылочек, учите его пить из обычных чашек. Купите ему ложку и вилку меньших размеров, приучайте сразу правильно держать их во время еды.

После года нужно постепенно отказываться от использования бутылочек с сосками, специальных кружек с крышками для малышей. К тому времени, когда ваш ребенок пойдет в детский садик, эти навыки пользования «взрослыми» столовыми приборами, хоть и меньшего размера, у него уже должны быть хорошо развиты.

Вырабатывайте у ребёнка привычку мыть руки после прогулок, игр и перед едой. Будьте сами примером. Поставьте в ванной комнате специальный табурет или скамеечку, чтобы малыш смог сам дотягиваться до крана и открывать его. Научите его пользоваться кусковым и жидким мылом, закатывать рукава одежды, вытирать руки полотенцем.

После года желательно постепенно отказываться от использования памперсов – ребёнок должен научиться ходить на горшок или на унитаз, оборудованный специальным детским сиденьем.

Хвалите его, когда он делает попытки обслужить себя сам. Подчеркивайте, какой у вас самостоятельный ребенок! Такая похвала очень важна для самоутверждения маленького человека. Даже неудачная попытка проявить самостоятельность не должна вызывать насмешек – просто помогите ему и покажите, как сделать правильно.

Учите кроху новым словам, расширяйте его словарный запас. Детки всегда открыты для всего нового, им всё интересно. Обязательно рассказывайте ребёнку сказки и читайте книжки, он должен учиться внимательно слушать. Есть изумительные аудиоспектакли для самых маленьких, они очень нравятся всегда малышам и расширяет кругозор и словарный запас путем повторения новых слов, объяснения новых для него понятий. Также необходимо разучивать с ребёнком стишки и песенки, развивая память.

К тому времени, когда малыш пойдёт в детский сад, он уже должен уметь составлять предложения хотя бы из трёх-четырех слов.

Расширяйте круг общения малыша. Посещайте с ним детские площадки, наблюдайте, как он взаимодействует с другими детьми, корректируйте его поведение. Научите его делиться игрушками или меняться ими, объясните, что отнимать игрушки или драться – это плохо.

Как облегчить и ускорить адаптацию малыша к яслям

Постепенно приучайте ребёнка к тому, что мама не всегда сможет быть с ним рядом. Оставляйте его в гостях у друзей или родственников сначала ненадолго, затем на несколько часов.

Чаще общайтесь с теми родителями, у которых есть дети – сверстники вашего ребенка. Вы можете организовать совместные выезды на природу или на дачу, чтобы дети побыли, поиграли и позанимались вместе. Такие коллективные занятия – отличный способ социализировать малышей, научить их взаимодействовать и помогать друг другу, получать удовольствие от такого взаимодействия. Имея подобный опыт, ваш малыш не будет бояться предстоящих перемен и воспримет их как должное.

В нашем саду организована группа адаптации. Мама сможет получить здесь квалифицированную помощь по развитию малыша и советы о том, как лучше подготовить его к яслям. А ребенок – получить удовольствие от совместных игр со сверстниками и пользу от занятий, которые проводят воспитатели.

Полезные привычки, необходимые малышу:

  • Важно дома соблюдать режим дня.
  • Научите малыша засыпать самостоятельно.
  • Учите ребенка воспринимать то, что ему говорят взрослые, понимать и правильно реагировать на слова «можно», «нельзя», «нужно», «стой».
  • Развивайте усидчивость и умение сконцентрироваться. Рассказывая сказку или читая книжку, тут же в процессе задавайте ему вопросы по содержанию, просите пересказать прочитанное, пусть и двумя-тремя словами или даже жестами.

Развитие навыков

Подготовку рекомендуется начинать примерно за 1,5-2 месяца до первого посещения садика. На что обратить внимание в первую очередь:

  1. Приём пищи. Ребёнок должен уметь пользоваться ложкой самостоятельно, пить из чашки. Если дома он кушает и пьет из бутылочки, пора отучать. Воспитатель проследит, чтобы ребенок не остался голодным, и покормит его, но только в случае крайней необходимости.
  2. Рацион питания. Ознакомьтесь с меню садика, и готовьте аналогичную пищу для ребенка дома, чтобы еда была ему знакома. От незнакомой еды малыш может отказаться, не понимая, что ему предлагают.
  3. Засыпание. Ребенок должен привыкнуть засыпать сам, без сидения рядом, укачивания, напевания и чтения сказок. Постарайтесь укладывать его на дневной сон по будущему распорядку садика, приучая к одному и тому же времени.
  4. Гигиена. Ребенок должен самостоятельно проситься на горшок, и уметь им пользоваться.
  5. Самообслуживание. Развивайте умение и привычку мыть руки, частично одеваться и раздеваться.
  6. Общение. Нужно привить понимание необходимости делать что-то вместе, играть в компании сверстников, а не в одиночестве.

Ничего сложного или сверхъестественного от ребёнка при поступлении в садик не требуется. Обычные житейские навыки. Но важно, чтобы этим навыкам обучали дома, в семье. Учиться на примере родителей ребенку намного проще. Чем больше будет у него полезных привычек и умений, тем легче пройдет адаптация.


В 1 год и 6 месяцев ребёнок должен уметь:

  • Держать в кулачке ложку и стараться есть ею полужидкую пищу
  • Проситься в туалет / на горшок
  • Пить из кружки, почти не проливая
  • Давать понять, что он хочет пить, замерз или ему жарко
  • Стараться не пачкать себя едой
  • Спокойно стоять, когда его умывают

Через полгода необходимые навыки усложняются. В два года от малыша требуется:

  • Кушать не пачкаясь
  • Самостоятельно мыть руки и умывать лицо, вытирать их с помощью взрослого
  • Одеваться при минимальной помощи взрослого и частично самостоятельно раздеваться
  • Знать, где лежит его одежда и обувь
  • Знать, для чего нужен носовой платок
  • Контролировать физиологию

К трём годам ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке и уметь общаться

  • Одеваться почти без помощи взрослых и самостоятельно раздеваться
  • Перед сном аккуратно складывать снятую одежду
  • Выполнять простые поручения
  • Замечать беспорядок в своей одежде и приводить её в порядок или просить помочь
  • Регулировать физиологию
  • Аккуратно и правильно кушать. Понимать, для чего нужны салфетки, и пользоваться ими.
  • Не мешать другим детям, когда они заняты
  • Уметь говорить "здравствуйте", "до свидания", "спасибо"