"Ваш детский сад работает по системе Монтессорри?" — чаще всего такой вопрос нам задают родители, которые только слышали о монтессори-педагогике или поверхностно с нею знакомы.
Учитывая современные реалии, мы хотим, чтобы наши дети развивались всесторонне буквально с раннего возраста. И с этой целью наш детский сад в своей работе использует в том числе и методику Марии Монтессори, эффективность отдельных положений которой проверена временем.
Методика Монтесорри
Идея самовоспитания, стимулирования ребёнка к саморазвитию, лежащая в основе данной методики, особенно актуальна сегодня. Это достигается посредством помещения детей в специально подготовленные условия, имеющие продуманную логику построения и соответствующие психофизиологическим особенностям каждого ребёнка.
Обучение с учётом принципов Монтессори позволяет ребёнку решать самому: сколько времени ему необходимо для усвоения определённых знаний или формирования каких-либо умений; какова должна быть продолжительность занятий, наиболее подходящая с учётом его индивидуальных особенностей; что и в каком объёме ему более интересно для изучения.
При этом основная задача педагогов — стать для ребёнка не «учителями», а «помощниками»:
- стимулировать проявление самостоятельности ребёнка
- обеспечивать эмоциональный комфорт за счёт отсутствия критики и признания за ребёнком права на ошибки
- создавать предметно-пространственную развивающую среду для саморазвития
- оказывать ребёнку помощь только в ситуациях, когда она реально необходима
Наши достижения
Использование элементов предлагаемой Монтессори программы, в первую очередь – требований к развивающей среде, позволяет нам добиваться несомненных успехов в обучении детей:
- дети получают возможность развиваться с незначительным вмешательством со стороны взрослых – это развивает у наших воспитанников самостоятельность и ответственность
- учёт интересов и особенностей каждого ребёнка создаёт благоприятные условия для его гармоничного развития
- предоставляемая ребёнку в разумных пределах свобода поведения и деятельности обеспечивает развитие произвольности психических процессов, освоение навыков самообслуживания
- наша летняя практика разновозрастных групп обеспечивает более быструю и успешную социальную адаптацию
Однако, подчеркнём ещё раз, нами не применяется классическая методика Монтессори в «чистом виде», а только её элементы.
Почему мы используем только элементы методики
Методика Монтессори, не смотря на несомненные достоинства, далеко не совершенна, и в целом предполагает совершенствование логического мышления в ущерб формированию творческих способностей и речевого развития детей.
К недоработкам методики Монтессори с полным правом можно отнести:
- осознанное препятствие развитию воображения и креативности ребёнка, отрицание творчества как мешающего интеллектуальному развитию
- недооценка значения игры в развитии детской личности как оторванной от реальности, полное отсутствие сюжетно-ролевой игры и замена её практической деятельностью
- недостаточное внимание чтению, отсутствие в обучении детей сказки как ухода от реальности, замена её реалистическим описанием предметов
- из-за принципа соблюдения разумной тишины недооценка значения музыкального развития, отсутствие театрализации в работе с детьми
- провоцирование нарушений социального взаимодействия и недостаточное развитие речи вследствие излишней индивидуализации процесса образования
Таким образом, детские сады, работающие только по методике Монтессори, отнюдь не универсальные и далеко не самые лучшие для всестороннего гармоничного развития ребёнка.