Нам поступил вопрос от мамы трёхлетнего малыша:
"Начинала учить буквы с ребёнком, но не смогла его заинтересовать. Хочется, чтобы в детский сад он пошёл уже хоть что-то зная... Как вы считаете, стоит ли заставлять ребёнка учить буквы или лучше подождать? А если он так и не захочет? Как быть? Ребёнку всего 3."
И хотим ответить всем родителям, которых беспокоит этот вопрос.
Во-первых, конечно, ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка. Этим Вы только отобьёте интерес к чтению, грамоте и буквам, у ребёнка появится неприязнь к обучению, с которой потом справится будет очень сложно.
Во-вторых, ребёнок сначала должен овладеть устной речью и только потом письменной. Мозг ребёнка после 6 лет готов воспринимать знаковую систему (буквы – это знаки). Раннее обучение ребёнка чтению и математике вредит его нервной системе.
В-третьих, в детском саду и буквам научат, и всему необходимому соответственно возраста ребёнка. Профессионально, без вреда для здоровья и развития.
И, главное, самому ребёнку это не надо! Это надо маме или папе — «Он у нас читает!», хотя намного лучше родителям взять книжку и прочесть её ребенку самим, рассмотреть и обсудить с малышом иллюстрации, это развивает чувства и воображение ребёнка. Важно показать ему, что книга — это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение — это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга. Чтение книг родителями ребёнку укрепляет привязанность к чтению, развивает и закладывает фундамент для грамотности в будущем.
Почему не стоит учить ребёнка буквам слишком рано
Ранним развитием детей озабочены практически все родители. И многие стараются как можно раньше научить ребёнка читать. Как правило, это молодые амбициозные мамы первенцев. Кто-то видит в этом показатель высокого интеллекта, кто-то сам рано (или, наоборот, поздно) взялся за чтение, кому-то не даёт покоя приятельница, у которой сын в 4 года читает Пушкина. Но развитие ребёнка зависит не от того, когда он научился читать, а от того, насколько развита его фантазия и воображение.
Для детей дошкольного возраста есть весьма много интересных развивающих игр и активностей, более подходящих по возрасту, кроме обучения буквам и цифрам. Обучение чтению в 3 года — далеко не самое полезное занятие. Основная ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста именно игровая. Именно в форме свободной игры он лучше всего развивается и познаёт мир. С самого рождения ребёнок начинает познавать наш мир. И развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Младшие дошкольники мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. До 6 лет отделы мозга, которые отвечают за распознавание букв, ещё незрелы.
Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, музыкальный слух и чувство ритма, художественные способности, эмоциональную и волевую сферы.
С какого возраста учить ребёнка буквам
Ориентируйтесь только на своего ребенка, на его желания, склонности и предпочтения, а отнюдь не на собственные амбиции!
Нейропсихологи и детские психологи рекомендуют с 5 лет, чтобы не перегружать мозг. Но возраст — это не единственный ограничивающий фактор. Есть ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению чтению:
- понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах)
- умение связно и логично изъясняться, строить длинные развёрнутые предложения
- умение кратко пересказывать сказки и сюжет мультфильма
- усидчивость и умение сконцентрироваться некоторое время на определенном виде деятельности (лепка, рисование)
И если малыш старше 5 лет обладает этими навыками, то это говорит о его готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. А для того, чтобы научиться читать, у вашего ребенка будет целый год подготовки к школе и первый класс.
Конечно, бывают исключения, когда и в три года малышу интересны буквы и он овладевает чтением легко, без каких-либо усилий. Это одаренные дети, которые мгновенно запоминают алфавит и быстро начинают складывать буквы между собой. Разумеется, не стоит стоять на дороге у таланта и противодействовать их желанию читать. Но не надо путать одарённость с обученностью, когда одержимость книгами - это не результат личной склонности, а итог планомерной работы родителей. И зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем.