г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
+7 (921) 967-34-01
WhatsApp

Адаптация ребенка к детскому садику

Когда малыш начинает посещать детский сад или возвращается в него после продолжительного отсутствия, ему необходимо время для адаптации. В привычной малышу жизни в семье вдруг появляются изменения: отсутствие мамы рядом, режимные моменты, новая обстановка вокруг, новое окружение, контакты и отношения. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, новые условия могут стать причиной стресса ребёнка любого возраста, на фоне чего могут быть нарушения сна, изменение аппетита как в ту или иную сторону, эмоциональность, плаксивость, агрессия...

Некоторые особенности поведения ребёнка в этот период настолько пугают родителей, что они начинают сомневаться, а сможет ли их малыш вообще привыкнуть к садику, адаптироваться. В этот период почти все мамы и бабушки думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это абсолютно не так. Можем уверить, что в основном большинство деток ведут себя одинаково в период адаптации к детскому саду. У большинства деток сильно выражены отрицательные эмоции в первые дни пребывания в детском саду. Малыши боятся неизвестной обстановки, незнакомых детей и воспитателей, боятся остаться в саду, что родители про него забудут. Они очень расстроены расставанием с мамой и с привычной средой. Надо набраться терпения, на смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идёт плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то всё в порядке.

Ребёнку необходимо время, чтобы привыкнуть к новой жизни в детском саду. Конечно, индивидуальные особенности ребёнка влияют на время привыкания к новым условиям.

Сенситиву или меланхолику, впечатлительному и ранимому, сложнее адаптироваться к новым условиям. Физически крепким деткам, не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям период адаптации даётся проще. Родители и педагоги должны учитывать темперамент, тип личности и состояние здоровья малыша, и всячески помогать ему привыкнуть к новой обстановке и адаптироваться в детском коллективе.

Как могут помочь ребёнку родители:

  • Желательно заранее, за несколько месяцев, подготовить малыша к переменам. Важно заранее рассказать малышу о детском садике, заинтересовать его. Можно играть "в садик" с игрушками, гулять возле садика. Рекомендуется сходить на экскурсию в детский сад, познакомить ребёнка с воспитателями заранее.
  • Дома за месяц до планируемого посещения дет.сада необходимо сменить режим жизни ребёнка на близкий к режиму детского учреждения. Для того чтобы без проблемно встать утром, надо ложиться спать не позже 20:30.
  • Когда начали посещать детский сад, важно не менять в выходные дни режим дня ребенка. Поспать ему чуть подольше можно, но нельзя позволять "отсыпаться" слишком долго. Если ребёнку требуется "отсыпаться", то режим сна организован неверно, возможно, малыш ложится спать очень поздно.
  • Крайне необходимо спокойное, уверенное поведение взрослого. Спокойна мама — спокоен малыш. Ребёнок "считывает" Вашу неуверенность.Вселяйте уверенность в себя малыша. Постарайтесь, чтобы дома была спокойная и бесконфликтная атмосфера.
  • В присутствии ребёнка отзывайтесь о воспитателях и саде только положительно даже если вам что-то не понравилось. Малышу будет легче ходить в детский сад, уважая воспитателей. Расскажите кому-нибудь в присутствии ребенка, в какой хороший сад теперь он ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают...
  • Первое время отводить малыша может тот родитель или близкий родственник, с которым ребёнок проще расстаётся. С одним из родителей ребёнок может расставаться относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая плакать после его ухода.
  • Обязательно обозначайте, когда именно вы его заберёте: после обеда или после того, как он поспит... Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события. Но не задерживайтесь, всегда выполняйте обещанное, чтоб ребёнок не потерял доверие к самым близким людям.
  • Придумайте свой ритуал прощания, необязательно просто сказать "пока" и поцеловать, можно добавить какие-то игровые моменты. И не увеличивайте время прощания.

Что нельзя категорически делать:

  • Категорически нельзя пугать детским садом: "Не будешь слушаться, пойдешь в детский сад!").
  • Демонстрировать собственную тревогу и беспомощность. Избегайте разговоров о слёзах малыша в его присутствии. Детки чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает их тревогу.
  • Нельзя плохо отзываться при ребенке о воспитателях и детском саде.
  • Обесценивать детские переживания игнорированием или равнодушными высказываниями.
  • Преувеличивать положительные стороны и не договаривать негативные моменты.
  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Напоминание о том, что "он обещал не плакать", - тут тоже не работает, так как малыши ещё не умеют "держать слово". Лучше ещё раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

Адаптационная система детей достаточно сильная, чтобы это испытание выдержать. Даже если слёзы текут рекой - это хорошо. Ведь у малыша настоящее горе, он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! И он пока не знает, что Вы обязательно придёте, ещё не установился режим. Но Вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберёте малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за него. Конечно, плач заставляет Вас переживать, но Вы тоже обязательно справитесь!

Что нового на нашем сайте: