г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Что должен уметь ребенок перед школой

Подготовка к первому классу всегда доставляет волнения и хлопоты. Когда нужно начинать готовить ребёнка к школе и надо ли? Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Как формировать интерес к обучению в школе?

Готовность к школе - это не только наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, но и достаточный уровень физического здоровья, познавательных процессов, психомоторное и эмоциональное развитие. Зачем нужно готовить ребёнка к школе, знает не каждая мама. К сожалению, часто на курсах при школах деток просто «натаскивают» на то, чтобы они правильно отвечали на определённые вопросы, проходили тесты, умели читать и считать, выводили буквы и решали примеры. А как же нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»

Л.А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук

Конечно, помимо наличия у ребёнка определенных знаний, очень важно умение учиться. А для этого должны быть развиты память, внимание, мышление, логика, речь, воображение, моторика, усидчивость. Ребёнок должен быть психологически готов к школе, у него должен быть сформирован интерес к процессу учёбы. Если правильно к этому подходить, подготовка к школе будет очень увлекательным занятием и для Вас, и для будущего первоклассника.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой:

  • Называть имена и фамилии (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну; дни недели и времена года; праздники.
  • Знать самые распространенные растения, животных и их детёнышей, цвета, виды спорта и популярные профессии, имена известных писателей, поэтов, основные правила дорожного движения, виды транспорта.
  • Понимать разницу между «право» и «лево»; улицей, городом и страной; фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками; зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными; буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
  • Понимать “больше” и “меньше”, “старше” и “младше”, “короткий” и “длинный”, “одинаковый” и “разный”.
  • Знать основные правила этикета.
  • Отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц.
  • Считать до 10 и выполнять сложение и вычитание в пределах 10.
  • Сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
  • Описывать картинку, пересказывать небольшие рассказы, учить наизусть и выразительно рассказывать стихотворения.
  • Запоминать не менее 8 картинок / предметов из 10.
  • Пользоваться ножницами, вырезать по контуру.
  • Ручкой и карандашом проводить чёткие линии без линейки, закрашивать, не выходя за контур, рисовать по клеточкам и точкам.
  • Концентрировать внимание не менее 15 минут.
  • Находить и объяснять несоответствия (на картинках).
  • Сравнивать, находить закономерности, находить 8-10 отличий на картинках.
  • Складывать самостоятельно пазлы и конструкторы.
  • Дружелюбно общаться со сверстниками, учитывать интересы других, уметь договариваться.
  • Уметь слушать, выражать свои мысли и свою точку зрения.
  • Преодолевать трудности, достигать результат
  • Оценивать результаты деятельности
  • Принимать помощь взрослых при выполнении заданий
  • Быть вежливым и признавать авторитет взрослых.

Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах. Дополнительные занятия перед школой должны быть общеразвивающими (на память, внимание, развитие мышления, речи, воображения). Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать, сколько способность внимательно слушать, запоминать, выполнять задания.

Если Вы занимаетесь дома с ребёнком, помните, что все детки индивидуальны, и важны не формальные результаты. Не концентрируйтесь на чём-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки. Не сравнивайте его с другими детками, этим можно только сформировать комплекс неполноценности. Не стоит злиться, если малыш что-то не понимает или делает не так, решайте с ним вместе возникающие проблемы, помогайте ему, но не торопитесь делать всё за него. Главное, чтоб процесс обучения был в удовольствие, чтоб все занятия не вызывали негативных эмоций.

Что способствует развитию дошкольника:

  • Настольные игры, соответствующие возрасту. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.
  • Подвижные игры, занятия йогой, танцами, различными видами спорта. Физическое развитие очень важно для умственного развития. Также обязательно надо находить время для активных занятий с детьми дома и на улице.
  • Развитию памяти, воображения, словарного запаса способствует чтение и обсуждение художественной литературы. Если он читал что-то с бабушкой, попросите его пересказать прочитанное.
  • Интерес к его мнению. Задавайте наводящие вопросы, чтобы научить его элементарному анализу.
  • Много общайтесь с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
  • Изготовление различных поделок. При использовании ножниц, пластилина, карандашей развивается кисть и мелкая моторика. Вместе лепите, делайте аппликацию, собирайте пазл, мозаику. Только не требуйте тут невозможного!
  • Занимайтесь с ребёнком систематически, а не от случая к случаю.

Важно формировать интерес к обучению в школе

Очень хороший опыт обучения дают в данном случае различные кружки и секции, занятия в детском саду. Также необходимо читать с детками книжки об учениках, о школе, обсуждать прочитанное. В присутствии малыша высказывайтесь о школе и учителях только положительно, так как отрицательные высказывания сформируют у него негативное восприятие школы. Демонстрируйте интерес к знаниям, задачкам. Следите за тем, чтобы Ваше настроение во время занятий было хорошим. Ребенок чувствует настроение родителей, и оно передается ему. Никогда не критикуйте, только поддерживайте. Потому что, когда ребёнок отказывается выполнить задание, то это он не ленится, а затрудняется или боится трудностей. Не злоупотребляйте усидчивостью ребёнка, занятия более 30-35 минут чреваты переутомлением.

Но забывайте, что трудности в процессе обучения возникают у всех, и это нормально. Плохо, когда этих трудностей не наблюдается. И очень важно, как на них реагируют взрослые, как помогают ребёнку с ними справиться. Если правильно к этому подходить, подготовка к школе будет очень увлекательным занятием и для Вас, и для будущего первоклассника.

Занимайтесь Вашим ребёнком, посещайте наши кружки и секции, и адаптация к школе пройдёт значительно легче!