г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Возраст не имеет значения, или О преимуществах разновозрастной группы в детском саду

В практике системы дошкольного образования практически всегда, с момента её возникновения, существовали разновозрастные группы. Мнение родителей о целесообразности таких групп было и остаётся весьма неоднозначным.

Принято считать, что организация таких групп связана только с социально-экономическими причинами – в небольших поселениях из-за отсутствия нужного количества детей одного возраста было сложно собрать полноценную традиционную группу. Однако исследования позволяют сделать выводы об ошибочности данного предположения.

Значение для полноценного личностного развития совместного воспитания и обучения детей разного возраста в условиях, приближенных к семейным, отмечали ещё Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.

В период зарождения советской дошкольной системы Н.К. Крупская как председатель Главполитпросвета предлагала в качестве эффективного условия воспитания в детях коллективизма и трудолюбия объединение их в группы разного возраста. Она считала, что такие группы способствуют формированию и дальнейшему развитию наиболее значимых личностных качеств: дружелюбия, самостоятельности, добросовестности, целеустремлённости, и др.

Огромное значение разновозрастных групп в формировании навыков межличностного взаимодействия и развитии самосознания как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе, отмечал В.А. Сухомлинский. Великий русский педагог подчеркивал, что взаимодействие не только со сверстниками, но и с младшими, а также старшими детьми выполняет роль своеобразного катализатора, усиливающего проявление того или иного базиса личностных взаимоотношений. Осуществление такого взаимодействия при непосредственном или косвенном участии взрослого в группе детей разного возраста приводит к тому, что межличностные отношения основываются на поддержке и опеке младших, активного соучастии в их жизнедеятельности. Тогда как стихийно могут возникать отношения, в основе которых лежит подавление младших, обесценивание, пренебрежение или, того хуже, презрение к их деятельности.

На сегодняшний день разновозрастные группы в детском саду с полным правом можно считать не нововведением, диктуемым модой к экспериментам или социальным заказом, а возвращением к достижениям педагогики.

Разновозрастная группа является живой моделью социального организма, в котором естественным образом происходит вхождение каждого ребёнка в взрослый мир общественных отношений.

В такой группе ребёнок получает возможность увидеть как своё прошлое – младших детей, нуждающихся в заботе, поддержке, внимании, так и своё возможное будущее – старших детей, более активных и самостоятельных, более сознательных в проявлении своего «Я» и более ответственных за свои поступки.

Возможно, это позволит заложить основы детского мировоззрения, основанного на способности мыслить более глубоко и стремлении осваивать связи в окружающем природном и социальном мире…