г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Развитие личности и формирование характера

В разновозрастной группе индивидуальные особенности ребёнка получают возможность проявляться не только в знаниях и способностях, интересах, но и в личной позиции. Находясь в окружении детей разного возраста, ребёнок получает право и возможность определять ту психологическую позиционную ступень, в которой он испытывает потребность в настоящий момент. При этом он осознаёт, что никто его за это не будет осуждать или порицать.

Ребёнок может выбрать позицию «младшего», просящего поддержки и требующего внимания, опекаемого и испытывающего психологический комфорт от заботы окружающих, или, наоборот, стараясь присоединиться к старшим детям, играть роль «большого, взрослого», стремясь к самостоятельности, стараясь всё делать самостоятельно, не смотря на трудности.

В разновозрастной группе эффективнее происходит саморазвитие ребёнка. Стремление соответствовать образу жизни и поступкам значимых воспитанников более старшего возраста приучают к самостоятельности, организованности, целеустремлённости и ответственности. Одновременно с этим старшие дети хотят быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараясь демонстрировать не только свои знания, умения и навыки, но и личностные качества.

Регулярное взаимодействие детей разных возрастов способствует становлению и дальнейшему развитию таких личностных проявлений, как взаимопомощь, дружеские отношения и самостоятельность в оказании поддержки и внимания. Понятно, что дети будут стараться помогать друг другу: старшие – заботясь о младших и опекая их, помогая им одеваться, мыть руки, убирать игрушки, и т.п., а младшие – оказывать старшим посильную помощь во всех начинаниях. Это позволяет повысить эффективность и воспитания, и обучения за счёт стимулирования у воспитанников всех возрастных этапов ощущения того, что вместе легче решить достигнуть любой цели и осуществить любую деятельность.

Тесное сотрудничество детей разного возраста, несомненно, можно считать значимым условием эффективного осуществления группового взаимодействия. В том числе, организация непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе строится преимущественно по принципу командной игры, что не просто обучает и воспитывает, но и формирует чувство ответственности.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что в разновозрастных группах дети более старшего возраста учатся быть терпимее по отношению к тем, кто младше, стремятся понимать и принимать их точку зрения, ставить себя на их место. Это способствует в дальнейшем эффективному и осознанному развитию у детей толерантности и эмпатии.

На становление характера ребёнка оказывает влияние и то, что в разновозрастной группе успешнее формируются психологические способности и поведенческие привычки. Так, например, стеснительный ребёнок с заниженной самооценкой при взаимодействии с детьми более младшего возраста получает реальную возможность сформировать у себя качества лидера: посредством руководства младшими, в процессе оказания помощи и направления их деятельности, повысить свой авторитет у окружающих (в первую очередь сверстников) и собственную самооценку. В другом случае, эмоционально агрессивный ребёнок с не всегда адекватной реакцией на слова и поведение других, может научиться сдерживать себя, проявлять больше терпимости, осознавая, что может нанести вред младшим, напугать их своим поведением, или просто решив стать примером для подражания.

В разновозрастных группах отмечается значительно меньше конкуренции и зависти, так как старшие дети осознают неуместность соревнования в чём-либо с более младшими, а младшие, в свою очередь, понимают, что если они чего-то ещё не знают и не могут, им просто нужно вырасти, подучиться или потренироваться.

Если у Вас остались вопросы, мы с удовольствием на них ответим:

Оставьте свои контакты и мы с Вами свяжемся

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности. Подробнее