г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
+7 (921) 967-34-01
WhatsApp

Как проверить готовность ребёнка к поступлению в 1 класс

Обычно при поступлении ребёнка в первый класс родителей волнуют несколько вопросов: насколько легко пройдёт его адаптация к новым условиям, не будет ли он отставать от сверстников, сможет ли успешно справиться с программой, готов ли выполнять школьные правила...

Преодолевая сомнения и трудности, можно ориентироваться на собственную интуицию или на характеристику педагогов, но можно воспользоваться и практическими методами определения уровня развития ребёнка и степени его готовности к обучению в школе.

В психолого-педагогической науке выделяются четыре направления готовности, подлежащие оцениванию в тестах при поступлении ребёнка в школу и непосредственно при приёме в первый класс:

  1. Речевая готовность
  2. Психологическая готовность
  3. Интеллектуальная готовность
  4. Бытовая готовность

Хочется отметить, что речь не идёт о каких-либо специальных знаниях и умениях. Мы предлагаем методы, позволяющие выявить лишь общее развитие и уровень готовности к школе в целом.

Речевая готовность

Под речевой готовностью к поступлению в первый класс подразумеваются особые критерии овладения ребёнком родным языком как средством общения.

Необходимо обратить внимание на:

  • Сформированность звуковой культуры речи. Ребёнок должен обладать правильным, четким произношением всех звуков.
  • Всестороннее развитие фонематических процессов, то есть умение слышать и различать звуки родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  • Умение использовать разные способы образования слов, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой речью, умение работать с предложением.

Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:

Игра «Путаница», которая позволит определить уровень речевой готовности ребёнка и откорректировать слоговую структуру слова. Можно начать следующим образом: «Жили-были озорные и непослушные слова.              Как-то раз они играли, веселились и перепутались, помоги им распутаться! Босака — собака, ломоко — молоко, редево — дерево, обкола — облако, колерова — королева».

Важно побуждать ребёнка к рассказыванию или пересказыванию чего-либо (сказки, истории, произошедшего случая), учить осознавать и выражать впечатления и чувства, привлекать к участию в разговорах.

Надо следить за тем, как ребёнок выговаривает слова, — его должны понимать окружающие люди. В развитии чёткости дикции помогают чистоговорки и скороговорки: «ИЛ-ИЛ-ИЛ, вот зелёный крокодил. РЫ-РЫ-РЫ, у меня шары.»; «От топота копыт пыль по полю летит».

Учите ребёнка описанию окружающих предметов или явлений. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг. Отвечайте на любые вопросы и постоянные «Почему?». Тогда ребёнок научится объяснять не только значение знакомых слов, но и рассуждать о возможных значениях незнакомых понятий.

Психологическая готовность

Психологическая готовность определяется как комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность адаптации ребёнка к обучению в первом классе.

При этом необходимо обратить внимание на следующие составляющие:

  • Личностная готовность — проявляется в самостоятельности, способности к проявлению инициативы, желании развиваться, проявлять интерес к учёбе.
  • Волевая готовность — заключается в способности ребёнка целенаправленно трудиться, делая то, что от него требуется вопреки желаниям, соблюдать режим.

Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:

Чтобы у ребёнка не развивались чрезмерные стеснительность, скованность и боязнь неправильно ответить, внушайте ему внутреннюю уверенность в себе, хвалите его: он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность рассматривается как сформированность основных психических процессов — внимание, память, мышление. Перед поступлением ребёнка в первый класс необходимо обратить внимание на:

  1. Развитие внимания как способность:
    • Выполнять задания полностью, не отвлекаясь;
    • Замечать до 10 отличий между двумя картинками;
    • Подбирать одинаковые предметы из ряда подобных;
    • Собирать фрагменты картинок;
    • Проходить лабиринты из линий взглядом.
  2. Развитие памяти как умение:
    • Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
    • Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
    • Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
    • Запоминать ряд цифр (до 6);
    • Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
  3. Развитие мышления как способность:
    • Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
    • Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
    • Находить закономерности в логических цепочках;
    • Определять последовательность событий;
    • Складывать картинку из 12-15 частей.

Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:

Предлагайте ребёнку вместе поискать отличия на картинках, что развивает наблюдательность и внимание.

Учите ребёнка классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять морковь и редис в овощи, отличать домашних животных от диких, цветы от деревьев. Познакомьте его с гласными и согласными звуками, рассмотрите алфавит с этой точки зрения.

Научите ребёнка счёту, желательно до 100. Убедитесь, что он различает «право» и «лево», умеет сравнивать предметы по величине.

Уделите особое внимание развитию памяти, что повлияет на эффективность мышления и очень поможет ребёнку в первом классе.

Чтобы тренировать память, называйте ребёнку ряд несложных слов, не связанных по смыслу, например, шуба, кот, магазин, кукла, самолёт. Ребёнок должен внимательно выслушать и затем воспроизвести всё, что запомнил, в любом порядке. Начните с 5–7 слов и постепенно увеличивайте их количество.

Бытовая готовность

Бытовая готовность включает в себя широкий круг знаний.

Проверяя готовность ребёнка к обучению в первом классе, обратите внимание на следующее:

Ребёнку необходимо знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Должен уметь рассказать о братьях и сёстрах, домашних питомцах, назвать дату рождения, домашний адрес и телефон.

Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задания по ориентации в городе. Убедитесь, что ребёнок знает, что дорогу переходят на зелёный свет, а на красный — запрещено; сможет назвать цвета светофора; рассказать, что такое «зебра»; перечислить правила поведения в общественных местах.

Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту.

Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов.

И главное!

Ребёнок при поступлении в школу не должен демонстрировать суперзнания сверхчеловека, мгновенно решать уравнения с несколькими неизвестными и цитировать Л.Н. Толстого наизусть. Он должен быть здоров, общителен, весел и любим!

Что нового на нашем сайте: