Обычно при поступлении ребёнка в первый класс родителей волнуют несколько вопросов: насколько легко пройдёт его адаптация к новым условиям, не будет ли он отставать от сверстников, сможет ли успешно справиться с программой, готов ли выполнять школьные правила...
Преодолевая сомнения и трудности, можно ориентироваться на собственную интуицию или на характеристику педагогов, но можно воспользоваться и практическими методами определения уровня развития ребёнка и степени его готовности к обучению в школе.
В психолого-педагогической науке выделяются четыре направления готовности, подлежащие оцениванию в тестах при поступлении ребёнка в школу и непосредственно при приёме в первый класс:
- Речевая готовность
- Психологическая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Бытовая готовность
Хочется отметить, что речь не идёт о каких-либо специальных знаниях и умениях. Мы предлагаем методы, позволяющие выявить лишь общее развитие и уровень готовности к школе в целом.
Речевая готовность
Под речевой готовностью к поступлению в первый класс подразумеваются особые критерии овладения ребёнком родным языком как средством общения.
Необходимо обратить внимание на:
- Сформированность звуковой культуры речи. Ребёнок должен обладать правильным, четким произношением всех звуков.
- Всестороннее развитие фонематических процессов, то есть умение слышать и различать звуки родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение использовать разные способы образования слов, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой речью, умение работать с предложением.
Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:
Игра «Путаница», которая позволит определить уровень речевой готовности ребёнка и откорректировать слоговую структуру слова. Можно начать следующим образом: «Жили-были озорные и непослушные слова. Как-то раз они играли, веселились и перепутались, помоги им распутаться! Босака — собака, ломоко — молоко, редево — дерево, обкола — облако, колерова — королева».
Важно побуждать ребёнка к рассказыванию или пересказыванию чего-либо (сказки, истории, произошедшего случая), учить осознавать и выражать впечатления и чувства, привлекать к участию в разговорах.
Надо следить за тем, как ребёнок выговаривает слова, — его должны понимать окружающие люди. В развитии чёткости дикции помогают чистоговорки и скороговорки: «ИЛ-ИЛ-ИЛ, вот зелёный крокодил. РЫ-РЫ-РЫ, у меня шары.»; «От топота копыт пыль по полю летит».
Учите ребёнка описанию окружающих предметов или явлений. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг. Отвечайте на любые вопросы и постоянные «Почему?». Тогда ребёнок научится объяснять не только значение знакомых слов, но и рассуждать о возможных значениях незнакомых понятий.
Психологическая готовность
Психологическая готовность определяется как комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность адаптации ребёнка к обучению в первом классе.
При этом необходимо обратить внимание на следующие составляющие:
- Личностная готовность — проявляется в самостоятельности, способности к проявлению инициативы, желании развиваться, проявлять интерес к учёбе.
- Волевая готовность — заключается в способности ребёнка целенаправленно трудиться, делая то, что от него требуется вопреки желаниям, соблюдать режим.
Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:
Чтобы у ребёнка не развивались чрезмерные стеснительность, скованность и боязнь неправильно ответить, внушайте ему внутреннюю уверенность в себе, хвалите его: он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность рассматривается как сформированность основных психических процессов — внимание, память, мышление. Перед поступлением ребёнка в первый класс необходимо обратить внимание на:
- Развитие внимания как способность:
- Выполнять задания полностью, не отвлекаясь;
- Замечать до 10 отличий между двумя картинками;
- Подбирать одинаковые предметы из ряда подобных;
- Собирать фрагменты картинок;
- Проходить лабиринты из линий взглядом.
- Развитие памяти как умение:
- Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
- Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
- Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
- Запоминать ряд цифр (до 6);
- Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
- Развитие мышления как способность:
- Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
- Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
- Находить закономерности в логических цепочках;
- Определять последовательность событий;
- Складывать картинку из 12-15 частей.
Рекомендуем для родителей будущих первоклассников:
Предлагайте ребёнку вместе поискать отличия на картинках, что развивает наблюдательность и внимание.
Учите ребёнка классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять морковь и редис в овощи, отличать домашних животных от диких, цветы от деревьев. Познакомьте его с гласными и согласными звуками, рассмотрите алфавит с этой точки зрения.
Научите ребёнка счёту, желательно до 100. Убедитесь, что он различает «право» и «лево», умеет сравнивать предметы по величине.
Уделите особое внимание развитию памяти, что повлияет на эффективность мышления и очень поможет ребёнку в первом классе.
Чтобы тренировать память, называйте ребёнку ряд несложных слов, не связанных по смыслу, например, шуба, кот, магазин, кукла, самолёт. Ребёнок должен внимательно выслушать и затем воспроизвести всё, что запомнил, в любом порядке. Начните с 5–7 слов и постепенно увеличивайте их количество.
Бытовая готовность
Бытовая готовность включает в себя широкий круг знаний.
Проверяя готовность ребёнка к обучению в первом классе, обратите внимание на следующее:
Ребёнку необходимо знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Должен уметь рассказать о братьях и сёстрах, домашних питомцах, назвать дату рождения, домашний адрес и телефон.
Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задания по ориентации в городе. Убедитесь, что ребёнок знает, что дорогу переходят на зелёный свет, а на красный — запрещено; сможет назвать цвета светофора; рассказать, что такое «зебра»; перечислить правила поведения в общественных местах.
Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту.
Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов.
И главное!
Ребёнок при поступлении в школу не должен демонстрировать суперзнания сверхчеловека, мгновенно решать уравнения с несколькими неизвестными и цитировать Л.Н. Толстого наизусть. Он должен быть здоров, общителен, весел и любим!