г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Об агрессии ребенка в дошкольном возрасте

Агрессией принято называть проявление физического или вербального (словесного) поведения, направленного на причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Почему возникает?

Поводов для возникновения агрессивных состояний у детей дошкольного возраста существует множество. В числе основных причин выделяют следующие случаи, при которых агрессия выступает:

  • в качестве реакции на состояние подавленности и тревожности – как попытка превозмочь препятствие, мешающее достижению цели или получению желаемого, обретению эмоциональной стабильности, возможности контролировать происходящее вокруг;
  • в качестве крайней меры, когда ребёнком исчерпаны все остальные доступные возрасту возможности быть услышанным и понятым, способы удовлетворения собственных значимых потребностей;
  • в качестве «заученного» поведения, при котором ребёнок действует агрессивно, соответствуя образцу значимого взрослого (чаще всего копируется поведение родителей или близких знакомых, литературных и киногероев, игровых компьютерных персонажей).

Помимо этого, на выражение ребёнком агрессии оказывают влияние психологические и физиологические  факторы (особенности темперамента и характера, своеобразие наследственности, психологические условия).

Агрессивность у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному:

  • Недовольство и раздражение, выражающиеся возмущённым плачем ребёнка, имеют под собой простые причины: неудовлетворенность элементарных потребностей малыша в еде, питье, комфорте. Иногда агрессия детей раннего возраста направлена на себя самого: рвут собственную одежду, ломают игрушки, наносят себе увечья, бьются о стенки кроватки, кидаются на пол и т.д. Агрессивное проявление злости выступает здесь как способ борьбы за существование.
  • Агрессивная реакция в форме всплеска злости и попыток физической атаки на сверстников, конфликты из-за прав на обладание игрушками характерны для детей от полтора до двух с половиной – трёх лет. Кроме того, у детей данного возраста отмечены проявления агрессии в виде нанесения ударов руками и ногами близким родственникам, реже – незнакомым людям. Если в данных случаях родители проявляют явную нетерпимость к поведению своего ребёнка, отвечают агрессией на агрессию, в результате возможно формирование символических форм агрессивных проявлений в виде непослушания, упрямства, нытья, драчливости и иных способов сопротивления, наряду с проявлениями косвенной агрессивности.
  • Такие реакции у ребёнка трёх лет, как истеричный плач, топанье ногами, брыкание, кусание и т.п. могут быть вызваны ограничением детских «исследовательских инстинктов», конфликтами между постоянно растущей любознательностью, поисково-познавательной активностью, и родительскими запретами или ограничениями самостоятельности. Невозможность разрешить данный конфликт приводит к пробуждению у ребёнка злости, отчаяния, агрессивных тенденций. Усугубляет ситуацию и тот факт, что если до этого родители в большинстве случаев реагировали на проявления агрессии у ребёнка лаской, уговорами, то теперь всё чаще прибегают к жёстким методам: лишению удовольствия, угрозам, изоляции.
  • В дошкольном возрасте, в период от трёх до пяти – шести лет, агрессивность проявляется у мальчиков и девочек по-разному: мальчиков характеризует драчливость, словесная агрессия, для девочек – специфичны визг и плач, замыкание в себе. У мальчиков данного возраста чаще проявляются агрессивные тенденции, чем у девочек, для которых в большей степени характерен страх наказания; и одновременно с этим к агрессии мальчиков окружающие относятся более терпимо.
  • В старшем дошкольном возрасте отмечены более частные проявления физической агрессии у мальчиков в виде нападений и драк, а также более «социализированные» способы проявления агрессии у девочек в форме оскорблений, дразнилок, сплетен, соперничества.

Польза агрессии?!

Как это ни кажется парадоксальным, агрессивность обладает своими благоприятными и положительно направленными чертами, необходимыми для жизнедеятельности ребёнка и его дальнейшего развития – настойчивостью, упорством в достижении целей, стремлением к победе, преодолением трудностей. В связи с этим воспитательные меры должны предусматривать не полное исключение проявлений агрессии из детского характера, а на ограничение агрессивных реакций и контроль их разрушительных форм; а также на симулирование их положительных аспектов, таких как развитие целеустремленности, настойчивости, способности отстаивать своё мнение, решительно сказать «нет» тому, что вредно или просто неприятно для ребенка.

Когда необходимо вмешаться

Обосновано и уместно активное вмешательство со стороны взрослых при проявлении следующих типов агрессивности у ребёнка:

  • Ребёнок старшего дошкольного возраста (после пяти лет) испытывает удовольствие, когда причиняет боль, мучения другим детям или животным. Подобное проявление агрессии встречается не часто, но при этом всегда требует обращения к специалистам – психотерапевту или психологу.
  • Проявление агрессивности гиперактивным ребёнком, который постоянно выражает беспокойство, злость, всё его задевает и за ним следует «шлейф» обид и разрушений. Поведение таких детей отличает импульсивность, необдуманность поступков, нарушение запретов. Они могут быть по своей натуре любящими, заботливыми, великодушными, но в силу своей гиперактивности демонстрируют сверхактивное не регулируемое поведение, что также является предметом заботы специалиста.
  • У ребёнка наблюдается немотивированная, ничем не обусловленная агрессия, при которой воспитательные мероприятия мало помогают или не помогают вовсе.

Как избежать

  • Наиболее действенным способом избежать слишком явных и частных вспышек агрессивности у ребёнка-дошкольника многие исследователи считают проявление любви к нему. Родителям необходимо постараться не только понять, но и принять причины агрессивного поведения своего ребёнка, чтобы затем эффективно их устранить.
  • Надо предоставить ребёнку возможность выплеснуть свою излишнюю энергию – для чего создать условия, чтобы он мог вдоволь порезвится сам или с друзьями; не давать гиперактивному ребёнку оставаться без дела и не ограничивать его в движении с целью расходования его энергии в «мирных» целях – на спортивные и подвижные игры, познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность.
  • По возможности исключить или жёстко ограничить просмотр мультфильмов, фильмов и передач, содержащих сцены жестокости и насилия, а также использование агрессивных компьютерных игр.
  • Окажите помощь ребёнку в поиске друзей, постарайтесь научить его продуктивно общаться со сверстниками – в процессе совместных игр и других занятиях дошкольники быстрее и легче усваивают культурные нормы и правила общепринятого поведения.
  • Категорически запрещено прибегать к физическим наказаниям ребёнка! Помните – агрессия порождает ответную агрессию, и даже если вы не замечаете её проявлений – она может быть скрытой и проявиться позже и более масштабно.
  • Старайтесь показать ребёнку личным примером эффективность дружелюбного и заботливого поведения: не позволяйте себе при детях вспышек ярости или гнева, не допускайте в присутствии ребёнка оскорблений и хамства, обсуждений планов мщения обидчикам и т.п.

Что делать с агрессией ребёнка

Корректируя уже наметившиеся проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, можно применять примерно такие же методы и приёмы, как и те, что помогают этого избежать.

Снять озлобленность и обиду с ребёнка, склонного к агрессии, иногда можно одним лишь ласковым словом, демонстрируя понимание его проблем и принятия его как личности.

Самое страшное – когда значимые для ребёнка взрослые осуждают не поступки и дела, а его самого, воспринимают агрессивного ребёнка  как «испорченного». Если начать так думать, даже у самых близких людей могут зародиться чувства неприятия ребёнка и отчуждения от него. И это непременно почувствует сам ребёнок, а ощущение пустоты и одиночества среди тех, кто изначально является самым близким для него, может привести к осложнению ситуации и способствовать укреплению и усилению агрессии, затруднив общение ещё больше.

Помните – если у вас возникают проблемы с агрессивным поведением ребёнка и вам сложно справиться с ситуацией, всегда можно обратиться за помощью к нашим специалистам: психологам и педагогам.

Таким образом…

Взрослым необходимо осознать – от своей агрессивности в большей степени испытывает страдания сам ребёнок: в результате он оказывается в ссоре с близкими, теряет дружбу со сверстниками, живёт в постоянном стрессе, раздражении, и достаточно часто – в страхе.

Всё это приводит к тому, что ребёнок ощущает себя несчастным. Ласковая забота и душевное тепло будут такому ребёнку лучшим лекарством. Он постоянно, в каждый момент времени должен чувствовать, что родители при любых обстоятельствах будут любить, ценить и принимать его таким, какой он есть. Ребёнок должен видеть, как он нужен вам и насколько важен для вас!

Новое на нашем сайте: