г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
+7 (921) 967-34-01
WhatsApp

Физическая готовность ребёнка к школе

Почему-то большинством родителей принято считать, что ребёнок готов перейти на обучение в школе, когда он знаком с буквами и цифрами, знает времена года и называет в правильной последовательности цвета радуги… Родители, постоянно стремящиеся повышать свою психолого-педагогическую компетентность, также знакомы с особенностями психологической готовности ребёнка к школе, и обращают внимание на сформированность личностных качеств и мотивов к учению.

Вместе с тем, под общей школьной зрелостью принято понимать многогранное и комплексное понятие, включающее разные виды готовности ребёнка к школе и способствующие успешности его адаптации в новых социальных условиях. И физическая подготовленность детей, которой практически никто не уделяет должного внимания, играет далеко не последнюю роль.

Значение физической готовности для успешного перехода ребёнка в школу

Понятие физической готовности ребёнка к переходу на школьное обучение характеризуется соответствующим возрастным нормам состоянием здоровья, определенным уровнем функциональной зрелости детского организма, необходимой степенью развития двигательных навыков и волевых качеств, физической и интеллектуальной работоспособностью.

Итак, незаметно ребёнок вырос и ему предстоит скоро пойти в школу. Маленький труженик с первых дней будет окружён горами различной работы. Учебные программы сегодня отличаются насыщенностью и перенасыщенностью информации и заданий, впереди ребёнку предстоит напряжённый умственный труд.

И здесь для успешности адаптации к новым условиям и дальнейшего обучения большое значение имеет физическая готовность ребёнка к переходу в школу. Меняется распорядок жизни, нарушаются старые привычки, возрастают учебные нагрузки, устанавливаются новые взаимоотношения с взрослыми и сверстниками – всё это не может не отразиться на общем состоянии ребёнка, вызывая значительное напряжение нервной системы и сказываясь на детском здоровье в целом.

Недаром в первый год перехода на школьное обучение у значительного числа детей отмечено возрастание заболеваемости. Некоторым первоклассникам не удаётся адаптироваться к режиму школы даже в течение целого учебного года, что, чаще всего, вызвано именно недостаточным вниманием к физическому развитию детей в предшествующем дошкольном периоде жизни.

Под достаточной физической подготовленностью подразумевается значительный уровень закаленности детского организма и хорошее физическое развитие в целом, бодрость и активность в общем состоянии и двигательной деятельности ребёнка. С хорошей закалкой возможно не только эффективное противостояние всевозможным неблагоприятным окружающим факторам, возникшим в новых условиях школьного обучения, но и способность без особого напряжения активно и с интересом работать на уроках, прочно и качественно овладевая знаниями, умениями и навыками.

Деятельность детского сада в данном направлении

Достигнуть положительных результатов в развитии здорового и физически активного ребёнка можно тогда, когда за время посещения им детского сада постоянно будет проводиться целенаправленная и планомерная работа по использованию физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, во всестороннем и гармоничном развитии детской личности.

В достижении поставленных целей мы учитываем тот общеизвестный факт, что все задачи по физическому развитию наших выпускников могут получить успешное решение, если педагогическая деятельность по данному направлению ведётся систематически и поэтапно в каждый возрастной период, с учётом психолого-физиологических особенностей детей.

Мы всячески обеспечиваем здоровьесберегающую направленность форм, средств, методов и приёмов воспитания детей на занятиях по физической культуре, включающую в себя следующие составляющие:

  • Комплексный психолого-физиологический мониторинг развития дошкольников и определение степени их готовности к обучению в школе, сравнительный анализ динамики состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребёнка.
  • Внедрение педагогических технологий, учитывающих возрастные особенности детей и их функциональные возможности на каждом этапе дошкольного развития, избегание обучения по типу школьного, противоречащего ведущим видам деятельности детей в дошкольном возрасте.
  • Отбор для дальнейшего использования технологии создания здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в группах и в детском саду в целом.
  • Обеспечение преобладания у воспитанников положительных эмоций, а также предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
  • Конструирование физкультурной предметно-игровой среды, нацеленной на оздоровление и всестороннее развитии каждого ребёнка и группы в целом.

Мы разрабатываем образовательные технологии и акцентируем внимание на следующих показателях:

  • Планирование непосредственной образовательной деятельности, бесед, игр и игровых упражнений, произведений художественной литературы и просмотров мультфильмов, видеофильмов, способствующих формированию у наших воспитанников основ культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни.
  • Выполнение в режиме дня упражнений, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, разнообразных закаливающих процедур.
  • Организация деятельности, направленной на формирование у детей представлений о строении тела человека и отдельных его систем и органов.
  • Расширение знаний о многообразии и значении физических и спортивных упражнений, ознакомление с назначением и способами выполнении движений, их практической значимостью.
  • Использование приемов, направленных на активизацию роли детей в укреплении собственного здоровья в различных формах познавательной и двигательной деятельности.
  • Обучение дошкольников приёмам самоконтроля и саморегуляции в разных формах двигательной активности.

Стремясь достигнуть высокого качества работы по физическому воспитанию детей, мы планируем:

  • Использовать инновационные технологии в обучении детей разным видам двигательной деятельности; повышать эффективность занятий по физической культуре, проводить мониторинг физического развития и состояния здоровья наших воспитанников.
  • Привлекать родителей к процессу формирования у детей стремления к здоровому образу жизни и представлений о культуре здоровья.

Таким образом, при переходе ребёнка из условий детского сада к школьному обучению его организм испытывает достаточно серьёзные трудности. Данный этап в его жизнедеятельности требует большого напряжения всех систем детского организма, в частности – двигательной сферы.

Чтобы переломный период прошёл для ребёнка менее болезненно, нужно заблаговременно уделить особое внимание подготовке его к школе. Важно не забывать, что к моменту перехода в школу каждый ребёнок должен обладать не только сложившейся системой знаний и умений, но и находиться в хорошей физической и психической форме, иметь отличное здоровье.

Что нового на нашем сайте: