г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Летом наш Детский Центр превращается в увлекательную площадку для интенсивного изучения английского языка!

Нужно ли учить ребенка читать до школы?

Определим проблему

Необходимость или ненужность обучать чтению детей дошкольного возраста дискутируется в течение многих десятилетий и имеет как сторонников, так и противников.

Длительный период ещё с советских времён многие исследователи выражали категорический протест против раннего обучения чтению и письму, поэтому в Типовых программах дошкольного образования и в современных программах государственных и муниципальных детских садов предусмотрены только: знакомство с буквой и звуком, складывание слогов, рисование элементов букв (палочки, крючочки…) и штриховка.

На определённом этапе в соответствии с социальными запросами общества, родителей, гимназий и отдельных продвинутых школ стали говорить о пользе и вреде раннего обучения детей грамоте. По сей день вопрос обучения чтению и письму дошкольников остаётся открытым.

Попробуем разобраться

Изучив большое количество психолого-педагогической литературы по данной проблеме, рассмотрев, как практику СССР, дошкольное образование в котором считалось лучшим в мире, так и опыт развитых европейских стран (Финляндии, Великобритании, Германии, Франции), педагоги нашего частного детского сада пришли к определенным выводам.

Главная задача всех взрослых, участвующих в воспитании и обучении ребёнка – всестороннее и гармоничное развитие его личности. Сегодня не только большинство педагогов, но и родители осознают необходимость уделять повышенное внимание формированию внутреннего мира дошкольника, становлению у ребёнка созидательного творческого начала.

Вместе с тем, чтение представляет особую ценность в формировании детской личности, ведь именно в процессе чтения, общения с книгой ребёнок получает возможность осознать эстетический, нравственный, культурно-исторический опыт человечества, познать прошлое и заглянуть в будущее, заложить основы собственного мировоззрения.

Обучение основам грамоты, несомненно, процесс общеразвивающего характера, способствующий активизации мыслительной деятельности, трудолюбия и целеустремлённости, самостоятельности и познавательного интереса. Освоение навыков чтения и письма совершенствует оперативную память и произвольность внимания, формирует навыки пользования информацией и исследовательской деятельности, развивает речь и способность чётко формулировать свои мысли, стремление к творчеству.

Таким образом, система обучения чтению и письму может и должна содержать положительный аспект в дошкольном возрасте, если воспринимать её не как способ «вырастить гения», а как значимое средство познания ребёнком окружающего мира. Сущностью проблемы является не целесообразность раннего обучения чтению и письму, а способы её решения.

Что делаем мы

Прежде всего, наши опытные педагоги и психологи учитывают индивидуальные особенности воспитанников. Ведь некоторые дети проявляют интерес к буквам и склонность к овладению чтением и в среднем дошкольном возрасте, а некоторые испытывают трудности в освоении основ грамоты и при окончании детского сада. Главное – обучение должно осуществляться в виде игры, и эта игра должна вызывать интерес и заканчиваться раньше, чем ребёнок от неё устанет.

У некоторых детей не получается научиться легко и сразу правильному чтению и письму. Затруднение вызывают разные причины. Потому, прежде чем знакомить детей с определённой буквой, мы выясняем, выделяется ли ими заданные звуки из речевого потока; могут ли они самостоятельно подбирать слова на заданный звук; справляются ли со звуковым анализом простых слов. И уже на основании сделанных выводов не только и не столько о возможностях обучения каждого конкретного ребёнка, сколько о наличии у него интереса и активности в познании, мы делаем выводы о его готовности к раннему овладению основами грамоты.

Небольшое количество детей в группе позволяет индивидуализировать процесс обучения детей чтению и письму. Поэтому педагоги с некоторыми начинают заниматься в 4-5 лет, а для некоторых данный процесс будет оптимальным после 6 лет. Мы стараемся не форсировать процесс обучения, но и не упустить благоприятный момент.

Даже самым заботливым родителям не стоит переживать. Так как ребёнок, умеющий читать и владеющий основами письма, всё-таки более успешен при поступлении в первый класс, в нашем детском саду действуют подготовительные курсы. Педагоги, владеющие не только дошкольной методикой, но и знающие школьные требования, качественно подготовят каждого ребёнка, соблюдая ту же систему обучения, что ждёт его в школе, и не нарушая при этом эмоциональный баланс.

Ваша помощь

Не спешите учить ребёнка читать и писать, если он к этому не готов и не проявляет интерес. Но и не останавливайте инициативу ребёнка, если он самостоятельно проявляет активность в обучении. Помогайте ему в главном – полюбить чтение, сделайте процесс знакомства ребёнка со словом приятным и увлекательным.

Новое на нашем сайте: