г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Песочная терапия в речевом развитии детей раннего и дошкольного возраста

Речь и нарушения в речевом развитии детей

Речь, без сомнения, является важнейшей функцией психики. То, насколько своевременно, правильно и богато развита речь ребёнка, определяет, сможет ли ребёнок красиво и легко говорить, свободно и грамотно формулировать свою мысль, высказывать и отстаивать свою точку зрения, полноценно участвовать в познании мира и взаимодействовать с окружающим социумом – детским и взрослым.

Нарушение в речевом развитии ребёнка в той или иной степени не может не отражаться на его поведении и участии в разных видах детской деятельности. Ребёнок, страдающий как задержкой речевого развития, так и другими речевыми отклонениями, в процессе осознания недостатков своей разговорной речи часто становится стеснительным, замкнутым, молчаливым или тревожным.

Поэтому психолого-педагогическое применение психотерапевтической песочницы можно считать довольно ярким и эффективным способом решить эту проблему.

Песочная терапия и её значение в раннем и дошкольном возрасте

Песочной терапией называют один из видов очень популярной в настоящее время арт-терапии. Игры с песком во все времена привлекали детей, так как игровая деятельность с данным материалом является естественной и доступной для любого ребёнка любого возраста формой интересной, творческой и совсем не сложной деятельности.

Даже в условиях детского сада за счёт частичного переноса занятий с детьми в песочницу можно достигнуть значительного воспитательного, образовательного и развивающего эффекта по сравнению со стандартными формами обучения. Это вызвано тем, что:

  • В первую очередь, у ребёнка постоянно возрастает стремление к познанию чего-то нового, увеличивается творческая и познавательная активность в экспериментировании и самостоятельной работе.
  • Во-вторых, у ребёнка развивается мелкая моторика, за счёт взаимодействия с песком совершенствуется тактильная, осязательная чувствительность, которая, в свою очередь, выступает основой «ручного интеллекта».
  • В-третьих, игровая деятельность с песком стимулирует более гармоничное и интенсивное развитие всех познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), и в первую очередь – активизирует речевое развитие и моторику.
  • В-четвёртых, занятия с детьми в песочнице способствуют совершенствованию предметно-игровой деятельности, что находит своё отражение в развитии сюжетно-ролевой игры и влияет на коммуникативные навыки воспитанников.

Организация игр с песком в условиях детского сада

Основным видом деятельности ребёнка-дошкольника является игровая. Именно в игре каждый ребёнок получает возможность познать самого себя и всё многообразие окружающего мира.

При этом установлено что, в процессе игры с песком у ребёнка стабилизируется эмоционально-психологическое состояние, так как этот вид деятельности позволяет выражать собственные душевные переживания, освобождаться от тревоги и страха, постепенно избавляться от существующего по разным причинам психологического напряжения.

Ребёнок, начиная с раннего возраста, проявляет активный интерес к рисованию на песке цветов, животных, геометрических фигур или букв, проявляя при этом свободу творчества и не испытывая боязни ошибки, потому что их можно очень просто и много раз исправлять. Таким образом дети решают задачи, направленные на самовыражение, самосознание и способствующие развитию адекватной самооценки. Игры в песочнице с фигурками наиболее эффективна при взаимодействии с детьми, не способными словесно выразить свои переживания.

Игры с песком целесообразно использовать и в качестве индивидуальной работы, и в виде подгрупповой или фронтальной деятельности на занятиях.

Процесс речевого развитие дошкольников посредством использования песочной терапии можно осуществлять по нескольким направлениям:

  • Способствовать обогащению и активизации детского словаря, за счёт первоначального использования новых слов на занятиях и в играх с песком, а потом постепенного перевода их в постоянно используемый словарный запас каждого ребёнка.
  • Повышать эффективность становления и развития речи ребёнка в качестве средства коммуникативного взаимодействия, общения с окружающими.
  • Совершенствовать регулирующую функцию детской речи, содержащей значительный потенциал для положительного воздействия на развитие и коррекцию осознанной и планируемой деятельности каждого ребёнка.
  • Стимулировать создание ребёнком с помощью песка своего собственного мира: проектирование фантастических городов и миров, путешествий в разное время и эпохи, по различным планетам, и т.п. При этом мы ребёнок не только воображает, представляет, фантазирует, но и получает возможность реального создания и эмоционального проживания.

Игровая деятельность с песком очень разнообразна. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста используются:

  • Обучающая игра, призванная обеспечить эффективное обучение таким образовательным предметам, как чтение, письмо, усвоение сенсорных эталонов, счет, грамота.
  • Познавательная игра, предоставляющая возможности для познания многообразия окружающего мира, для участия в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
  • Проективная игра, которая открывает потенциал каждого ребёнка, демонстрирует его творческие возможности и развивает его креативность.

Песочная анимация

Всё вышеперечисленное мы учли, включая в расписание групп, начиная с раннего возраста, песочную анимацию.

В процессе занятий песочной анимацией рисунки создаются детьми из песка как сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. В песочной анимации ребёнок как художник получает возможность не просто нарисовать эффектную картинку, но и создать (в старшем дошкольном возрасте) целые сюжеты, в которых каждое следующее изображение как бы возникает из предыдущего.

А если при этом занятие песочной анимацией сопровождать специально подобранной музыкой, которая как бы соответствует сюжетной линии, возникает ощущение мультипликационного фильма, рождающегося прямо на глазах у детей.

Но результат занятия песочной анимацией – не только своеобразный, созданный самими детьми мультик, но и эффективная терапия с огромной пользой и без противопоказаний. Мы все помним игры на пляже – даже простое пропускание теплого мягкого песка сквозь пальцы доставляет очень приятные ощущения. Так что подобные занятия помимо пользы приносят детям искренний восторг и подлинную радость.

Кроме того, песочная анимация способствует развитию не только мелкой моторики, но и пластики, общей координации движения, а также будит фантазию и творческое воображение ребёнка. Песком всегда охотно и с увлечением стремятся рисовать даже такие дети, которые на обычных занятиях не проявляют особого интереса или способностей в бумажно-карандашном продуктивном творчестве.

Пусть наши дети развлекаются. И развиваются…

Новое на нашем сайте: