г. Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Подвойского 8
Улица Дыбенко, Проспект Большевиков
7 (812) 748-33-82
WhatsApp

Летом наш Детский Центр превращается в увлекательную площадку для интенсивного изучения английского языка!

Психологические аспекты подготовки ребёнка к обучению в школе

Особенности

Переход от дошкольного к школьному обучению является поистине переломным, но неизбежным моментом в жизни каждого ребёнка. При этом происходит резкое изменение всего сложившегося образа жизни, кардинальная трансформация условий его деятельности. Ребёнок приобретает новый социальный статус, другое положение в обществе. А главное – начинают складываться абсолютно иные способы взаимодействий со взрослыми и сверстниками.

При этом…

Часто родители будущего первоклассника, задумываясь о готовности или неготовности своего ребёнка к обучению в школе, анализируют сложившуюся у него систему знаний и практических умений. Чаще всего, это касается элементарных представлений об окружающем и природном мире, общепринятых сенсорных эталонов (цвет, размер, форма и т.д.), звуков (букв) и цифр (чисел), а также умений читать, писать и производить простейшие арифметические действия.

Между тем, именно психологическую готовность к обучению в школе можно считать одним из наиболее важных итогов всестороннего развития ребёнка на этапе первых семи лет жизни.

Почему

Основной отличительной особенностью нового для ребёнка положения школьника является переход к учёбе как деятельности обязательной и социально-значимой. Сам процесс учения значительно отличается и по содержанию, и по организации от привычных для ребёнка дошкольного возраста видов деятельности. Накопление и обобщение знаний превращается в основную цель, выступающую уже в чистом виде, без маскировки под игру, как это было раньше.

Процесс приобретения знаний в начальной школе уже носит последовательный и систематизированный характер.

Кроме того, к основной форме организации образовательного процесса школьников – уроку – предъявляются требования расчёта времени на нем до минуты и необходимости следить за чётким выполнением указаний учителя, не отвлекаясь и не занимаясь посторонними делами.

Все названные особенности условий жизнедеятельности школьника обуславливают высокие запросы к разным сторонам детской личности, не только к знаниям и умениям, но и психологическим качествам.

Основные направления

В психологической подготовке ребёнка к обучению в школе выделяют три первоочередные линии развития.

1. Общее развитие

К моменту поступления в школу общее развитие ребёнка должно соответствовать определённому уровню. В первую очередь подразумевается развитие таких психических процессов, как память, внимание и мышление. Особого внимания заслуживает способность действовать во внутреннем плане, то есть, иначе говоря, умение осуществлять определённые действия в уме.

Значение имеет не столько объём знаний у ребёнка, сколько их качество: правильность и обоснованность, чёткость и обобщённость усвоенных ребёнком представлений, которые отображают существенные закономерности различных областей действительности.

Особую роль в психологической подготовке детей к обучению в школе играет формирование некоторых специальных знаний и навыков, которые традиционно принято относить к непосредственно школьным – грамота, счёт, формулирование и решение арифметических задач.

2. Развитие произвольности, формирование умения управлять собой и своей деятельностью

Ребёнок дошкольного возраста отличается ярким восприятием, лёгким переключением внимания и хорошей памятью, но слабо развитой произвольностью в управлении ими. Дети способны легко и в мельчайших подробностях запомнить какой-либо разговор или событие, которые чем-то привлекли их внимание. Но при этом затрудняются сосредоточиться определённое время на том, что не вызвало особого интереса, не привлекло внимания.

Между тем, произвольное управление собой и своей деятельностью является совершенно необходимым качеством для успешности при поступлении в школу. Так же, как и способность более широкой направленности – умение выполнять не только то, что интересно и хочется, но и то, что необходимо, даже если не совсем хочется или не хочется вовсе.

3. Развитие мотивации к учению, а также выработка умения соподчинять мотивы

Данное направление, пожалуй, можно считать одним из наиболее сложных. Речь идёт не о том естественном интересе, который проявляется у ребёнка-дошкольника к школе на основе сложившихся к семи годам представлений. Мы говорим о необходимости воспитания по-настоящему глубоких мотивов, которые могут и должны лежать в основе стремления ребёнка к приобретению новых знаний, вопреки возникающим в процессе учёбы трудностям.

Важной стороной психологической готовности к обучению в школе является наличие достаточного уровня развития волевой сферы ребёнка. Для каждого дошкольника такой уровень оказывается разным. Но, в целом, дети к семи годам характеризуются соподчинением мотивов, то есть обладают способностью выделять в качестве более важных не те дела, которые хочется, а те, которые надо выполнить. Это учит ребёнка управлять собственным поведением, включаться в совместную с другими детьми деятельность, принимать систему правил, которые предъявляют ему школа и учитель.

Мы для этого предлагаем…

  • В нашем детском саду подготовка детей к школе помимо интеллектуального развития предусматривает и психологические аспекты. Мы развиваем у воспитанников готовность к познанию, интерес к познавательной деятельности, стремление проявлять в ней активность и самостоятельность.
  • Практика показывает, что при переходе к школьному обучению наибольшие трудности испытывает не тот ребёнок, который отличается недостаточным объёмом знаний и умений, а тот, который характеризуется интеллектуальной пассивностью, отсутствием желания выполнять задания, напрямую не связанные с интересными для ребёнка бытовыми или игровыми ситуациями.
  • Проводимые систематические занятия с детьми, воспитывающие ум, побуждающие к поискам, размышлениям, позволяют с уверенностью считать заложенной у наших воспитанников известную основу познавательных интересов. Понятно, что и с переходом в школу ребёнка родителям надо стараться все силы направить на укрепление и поддержку его интеллектуальной активности.
  • Мы также учим детей выделять значимое и существенное в процессах и явлениях окружающего мира, развиваем навыки сравнения, поиска сходного и отличного; формируем умения рассуждать, определять причины и выделять разнообразные свойства, анализировать и формулировать выводы.
  • Большое внимание уделяется формированию умения внимательно слушать прозаическое или поэтическое художественное произведение, рассказы и объяснения взрослого, грамотно и последовательно излагать собственные мысли, связно конструировать предложения и небольшие тексты.
  • Вырабатывая навыки управления собственным поведением, приучаем каждого ребёнка выполнять то, что от него требуется, даже если это не то, что хочется.
  • Воспитываем такие важные для школьника нравственно-волевые качества, как усидчивость и настойчивость, способность к регулированию своего поведения, стремление достигать результата, не бросая начатое дело на полпути.
  • Тренируем внимание, терпение и сосредоточенность в повседневных делах посредством настольных игр, конструктивных игр, художественного творчества в  лепке, рисовании и т.п. Воспитываем в детях любознательность, самостоятельность в поисках ответов на разнообразные вопросы в различных образовательных областях, стремление направлять усилия и волю на решение возникающих проблем.

Мы стараемся учесть все аспекты психологической готовности детей к школе. Но не забывайте главное – на первом месте для Ваших детей всегда должна быть Ваша поддержка, безусловное принятие своего ребёнка как ученика, может быть и не всегда успешного, но для Вас – самого лучшего!

Новое на нашем сайте: